Мы живем в обществе, и зачастую нам важно получать одобрение, поддержку, критику или совет от окружающих. Но иногда случается так, что человек становится слишком зависимым от чужого мнения. Давайте попробуем разобраться с основными причинами формирования такой зависимости, как она развивается и к чему приводит.

Как формируется зависимость от мнения окружающих?

Генетическая причина

Уровень тревожности закладывается на генетическом уровне, т. е. может быть наследственным, что может предрасполагать к сильной зависимости от чужого мнения.

Стиль воспитания

C самого рождения родители вынуждены ограничивать детей, чтобы обезопасить их от воздействия окружающего мира. Сначала пеленками, потом манежем, автомобильным креслом или другими барьерами. Но наступает момент в воспитании, когда эти ограничители перестают работать. Тогда родители начинают использовать психологические способы, которые, как им кажется, могут быть эффективными и которые, как они помнят, использовались с ними их родителями.

  1. Внушение того, что мир вокруг очень опасен. Например, туда полезешь — голову разобьешь, туда пойдешь — машина собьет, так оденешься — простудишься.
  2. Указание ребенку на его несостоятельность, принижение достоинства путем сравнения не в его пользу. Например, Маша уже может читать, Петя научился кататься на велосипеде, а ты нет.

В условиях такого воспитания у ребенка формируется мнение, что мир опасен и лучше не рисковать, плюс ощущение несостоятельности. Родители получают послушного, пассивного ребенка. Это происходит не из-за того, что он такой на самом деле, а потому, что он тревожный и опасается инициировать какие-либо действия.

Нестабильная атмосфера в семье

Она может проявляться в разных формах, но в результате, как правило, она порождает тревожность, так как стабильность является залогом безопасности для ребенка.

  1. Ругань, демонстрация проблем между взрослыми, конфликты.
  2. Разные правила, т. е. один родитель требует одно, а второй — другое. Чем больше несоответствий по правилам, тем более нестабильная атмосфера окружает ребенка.
Агрессия

Человек подвергатся вербальной или невербальной агрессии со стороны сверстников или других людей и при этом не может дать отпор. Также он испытывает комплекс неприятных эмоций, старается быть осторожным и правильным, чтобы не спровоцировать получения в свой адрес недовольства, критики и вновь не испытать дискомфортных переживаний.

Как развивается зависимость от мнения окружающих?

Когда человек тревожен и не уверен в себе, ему требуется кто-то извне для того, чтобы получать постоянную поддержку и одобрение, при этом он будет чувствовать себя спокойно. И главным ужасом для него становится отвержение и неприятие со стороны. Для такого человека негативные эмоции в свой адрес становятся не просто негативными переживаниями другого человека, а знаком, что с ним что-то не так, что к нему будут плохо относиться и перестанут с ним общаться. Этот знак вызывает жуткий страх. Возникает так называемый стокгольмский синдром. Это когда человек находится в состоянии опасности и начинает оценивать ситуацию глазами агрессора: сочувствовать ему, оправдывать его действия или отождествлять себя с ним, перенимать его идеи. Примерно то же самое происходит у тревожного человека: он начинает оценивать ситуацию глазами значимых для него людей.  В результате:

  • Человек приучается отталкиваться от желаний окружающих, а не от своих собственных, чтобы не наткнуться на неприятие. И через какое-то время ему уже очень сложно осознавать, что же является именно его желаниями.
  • Человек генерирует способы, с помощью которых он якобы гарантирует себе принятие и одобрение окружающих:
  1. Быть хорошим, милым, безотказным. И это работает. Таких людей любят, их поощряют, но проблема в том, что этот механизм закрепляется и они приучаются игнорировать свои интересы. Периодически наступают моменты, когда человек хочет отказать, но не может, чтобы не получить агрессию в ответ. А если и отказывает, то нередко наталкивается на непонимание и даже возмущение, так как окружающие уже привыкли, что они всегда могут от него получить то, что им нужно. В результате человек начинает избегать людей и общения, чтобы минимизировать количество просьб, и порой тихо ненавидеть всех, ведь ему кажется, что им все пользуются.
  2. Формулирование свода определенных правил и следование им. Человек четко определяет для себя, что такое хорошо и что такое плохо. Например, хорошо учиться, быть лучшим, не опаздывать, все делать правильно и безошибочно, не высказываться резко, стремиться к идеалу, совершенствоваться. Этот способ применим в школьный период времени, когда правила простые и в принципе поддерживаются большинством, им легко следовать. Но после школы все меняется, потому что окружающая действительность сложнее, правила у всех разные, а задачи труднее. Со временем человек начинает накапливать недовольство собой, еще большую неуверенность и досаду по поводу поведения окружающих.
  3. Использование атрибутов высокого социального статуса и материальных ценностей. Таким образом человек как бы гарантирует себе почет и уважение окружающих и не боится быть непринятым. Однако рядом с людьми, которые несколько выше по статусу, он уже чувствует себя некомфортно — и вновь приходит тревожность и неуверенность.

Эти способы защиты человек использует постоянно, тем самым подкрепляя и поддерживая неуверенность в себе и зависимость от мнения окружающих.

К чему может привести зависимость от мнения окружающих?

Психологическая ловушка этой зависимости в том, что человек вынужден постоянно мониторить то, как его воспринимают, подстраиваться и пытаться контролировать процессы, которые зависят от окружающих, а не от него самого. Такой подход делает человека очень уязвимым во всех областях: в личной жизни, на работе, во взаимоотношениях с другими людьми.

Неопределенность и частое эмоциональное напряжение порождают тревогу и состояние стресса, к которым со временем могут присоединиться и депрессивные состояния. Возможно развитие социофобии. Людям, зависимым от чужого мнения, тяжело реализовывать свои желания и даже просто их осознавать, у них часто появляется чувство, будто они проживают не свою жизнь.